Учебное занятие является главной частью образовательного процесса в системе дополнительного образования, это то время, которое педагог проводит с учащимися, организуя воспитательную, учебную, досуговую и другие виды деятельности.
Занятие в системе дополнительного образования обладает рядом особенностей: оно менее регламентированное, более гибкое, свободное по составу обучающихся, по чередованию форм работы, насыщению различными видами деятельности, имеет отличную от школьной систему оценивания результатов деятельности обучающихся.
Занятие имеет структуру, представляющую собой взаимосвязь ее компонентов, а также определенную логику, зависящую от поставленных целей, задач, методов, педагогических технологий.
В ходе проведения занятия главным для педагога является не сообщение информационных знаний обучающимся, а выявление их жизненного опыта, включение в сотворчество с педагогом, друг с другом, родителями, в активный поиск знаний с приобретением умений, навыков, а в итоге – формирование творческой самореализации обучающихся.